Моральный кодекс, представляющий собой определенный самостоятельный раздел в системе йогов, включает в себя две ступени: Яма и Нияма.

Яма представляет собой саморегуляцию межличностных взаимоотношений на основе самостоятельного добровольного подавления отрицательных стремлений и поступков. Яма включает в себя 5 принципов:

1.            Ахймса — непричинение вреда, насилия, терпимость, сочувствие, гуманность. Этот элемент нравственного кодекса йогов помогает проявлять терпимость к интересам, убеждениям, верованиям данной социальной группы или отдельной личности, воспитывает уважение к достоинству других и ограничивает собственный эгоцентризм.

2.            Сатья — честность, правдивость, искренность. Последователь системы йогов должен отстаивать истину, не допускать лжи, лицемерия и непоследовательности в поступках. Взаимоотношения его с людьми должны быть искренними, честными. Принцип йога — непременно исполнять свои обещания и выполнять свои обязанности. Следует отметить, что принцип правдивости оТносится не только к словам и делам, но, прежде всего, и к самим мыслям.

3.            Астёя — невозможность посягнуть на чужое, украсть. Присвоение чужого несовместимо с моралью йогов.

4.            Брахмачарья — самодисциплина в половой активности, воздержание от злоупотребления половыми отношениями. Нравственные нормы регулирования половой жизни характеризуются, с одной стороны, требованиями принципов Ахимса и Сатья, а с другой — зависят от утвержденных законом и моралью общества моногамных отношений. Этот принцип ставит половые отношения на высокий нравственный уровень. Человек должен избрать себе друга на всю жизнь и оставаться верным ему при любых обстоятельствах. Относительно принципа Брахмачарьи существует много различных взглядов и толкований, но основное правило заключается в том, чтобы у мужчины была лишь одна женщина, а у женщины — лишь один мужчина. Брахмачарья — это не фанатичные и насильственные подавления половой активности, как некоторые пытаются его толковать, а лишь воздержание от полового расточительства. Половая активность должна быть связана с естественно возникающей биологической потребностью.

5.            Апариграха — буквально, принцип отказа от подарков. Апариграху, однако, следует толковать как принцип отказа от ненужных материальных предметов, как непроявление зависти, алчности, эгоизма. Йоги живут скромно, не стремятся к получению титулов, устройству карьеры, накоплению денег, приобретению предметов роскоши. Согласно этому принципу человек должен иметь только необходимое для скромной, но полноценной и содержательной жизни.

Нияма в йоге

Нияма представляет собой систему регулирования внутриличностных процессов. Она выдвигает принципы формирования положительных качеств характера для Достижения успехов в занятиях йогой. Этот второй этап базируется на уже достигнутой высокой степени морального поведения, взыскательности и уважения к самому себе. Нияма также включает в себя следующие принципы:

1. Шаоча — чистота — телесная и духовная. Под нравственной чистотой понимается отсутствие корыстных Мотивов в поведении, устранение отрицательных эмоций — Гнева, злости, похотливости, зависти, ревности, надменности и др. Еще важнее — это «очищение» ума от плохих мыслей и соответствующих действий: клеветы, интриганства, обмана, подхалимажа и пр. В классических текстах йогов к принципу Шаоча относят также и внутреннюю телесную чистоту, достигаемую с помощью специального режима питания и очистительных процедур.

2.            Сантоша — удовлетворенность, оптимизм, жизнерадостность, спокойствие. Согласно этому принципу человек должен быть всегда оптимистом, находится в хорошем настроении, быть довольным собой, уверенным в своих силах и возможностях. Это помогает ему успешно решать повседневные проблемы. Все эти качества достигаются в результате правильно организованных занятий йогой.

3.            Тапас — твердость, выносливость, строгость, усердие, аскетизм. Без этих качеств человеку трудно достигнуть успеха в системе йогов. Тапас представляет собой форму нравственного поведения, являющегося результатом сознательного преодоления инертности. Сознательная дисциплинированность, постоянство, упорство — вот необходимые условия успеха при овладении тренировочным комплексом йогов.

4.            Свадхьяя — самосозерцание, самопознание. Занятия йогой требуют постоянного самоконтроля. Все хорошо знают, что переоценка собственных возможностей ведет к нежелательным последствиям. Такая переоценка может быть результатом плохого самоконтроля, недостаточной способности к анализу собственного поведения, к самосозерцанию и самопознанию.

Нравственную самодисциплину и этику йога, определяющих его моральный кодекс, можно охарактеризовать следующими 20 основными правилами поведения: непричинение вреда, стремление к правде, воздержание от воровства, чистота, всепрощение, терпеливость, милосердие, скромность, умеренность, великодушие, удовлетворенность, убежденность, щедрость, преданность, трудолюбие (прилежность), разумность, осторожность, рассудительность, решительность, целомудрие. Последователь системы йогов должен соблюдать моральный кодекс в любой жизненной ситуации независимо от возникающих на его пути препятствий и трудностей! Лишь при этом условии он может рассчитывать на успех в овладении системой йогов, т. е. в достижении полного физического и психического совершенства.