Следовые реакции при коклюше

Клиническая картина коклюшного процесса является ярким подтверждением наличия следовых реакций. Каждому педиатру известно, что у ребенка, перенесшего коклюш, иногда спустя продолжительное время (2—4 месяца) после полного прекращения кашля снова появляются типичные приступы коклюшоподобного кашля при каком-либо заболевании, связанном с поражением дыхательных путей (грипп, корь, пневмония и др.).

Наличие доминантного очага возбуждения в дыхательном центре может влиять путем иррадиации и на состояние других органов и систем. Так, при коклюше одним из постоянных симптомов является повышение артериального давления, иногда до 140—150 мм ртутного столба, повышение тонуса сосудов и спастическое состояние капилляров, подтверждаемое данными пальцевой плетизмографии и капилляроскопии. Кроме непосредственного воздействия коклюшного токсина на прессорные нервы, повышение тонуса сосудов может усиливаться, по-видимому, и в результате постоянной стимуляции вазомоторного центра импульсами, идущими из тех же рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей, а также в результате иррадиации из расположенного рядом дыхательного центра.

Во время приступа судорожного кашля у детей могут иметь место судорожные сокращения мимической мускулатуры лица и скелетных мышц туловища и конечностей. Возможно, что это явление частично объясняется повышенной возбудимостью центров тонической иннервации скелетной мускулатуры, приведенных в состояние возбуждения теми же импульсами из рецептивного поля кашлевого рефлекса, и иррадиацией из дыхательного и сосудодвигательного Центров.

Наконец, из сказанного может быть понятен и такой симптом, как рвота, часто сопровождающая приступы спазматического кашля; возможно, что те же самые импульсы приводят в состояние возбуждения центр рвоты, локализующийся в продолговатом мозгу.

Как уже указывалось, отличительной чертой дыхания и кашля при коклюше является наличие инспираторной задержки, или инспираторной тонической судороги. Однако характер кашля у детей различных возрастов имеет свои особенности.

Примером могут служить пневмограммы детей различного возраста.