Малярия принадлежит к наиболее древним болезням человека. Указания на заболевания, вполне напоминающие малярию, найдены в самых древних литературных памятниках — китайских сочинениях и египетских папирусах.

Наиболее полно малярия описана в древнем Риме, где она свирепствовала больше, чем во всех других странах Европейского материка. Римские писатели Варрон и Колумелла (I век до н. э.) впервые связали распространение малярии с заболоченными местами и комарами.

Малярия на территории России известна с древних времен. Гиппократ указывал на то, что многие жители Колхиды (Грузия) «от сырости климата и нездоровой воды имеют болезненный вид, как бы после желтухи».

По свидетельству историка Геродота, за 5 веков до н. э. значительные заболевания лихорадкой наблюдались среди скифов — древних жителей Южнорусской равнины. От наших предков — славян — сохранилось много преданий, свидетельствующих о том, что малярия занимала умы народа. Описывались и передавались из уст в уста различные заговоры, заклинания против «трясухи», «знобухи», «бледнухи», «лихоманки». В этих легендах под видом «десятков блудных девлихоманок» описывалась по сути вся симптоматика малярии («Огнея», «Ледея», «Гнетея», «Пухнея», «Желтея» и т. п.). Среди народов Средней Азии и Кавказа существовали различные варианты этих легенд.

Первые точные письменные указания на малярию з древнеславянской литературе мы находим в «Слове» Даниила Заточника», интереснейшем памятнике XII века. Как известно, в своем сочинении Даниил довольно пространно рассуждал о женщинах, и вот в одном месте он писал: «То лучше бы ми трясуею болети, ни со злою, нелюбою женою быти. Трясца бо тряся пустить, а злая жена и до смерти сушит».

Известный армянский врач Мхитар Гераци оставил сочинение «О лихорадках» (1184). В этом труде он описывал характерное течение малярийного заболевания, которое наблюдал в Киликии и Армении.

Книга Л. Змеева «Русские врачебники» содержит исторические данные о малярии, заимствованные из рукописного врачебника XIV века. Главы о «трясовице или лихорадке, или фебре, или студенице, или зимнице», имеются в рукописях XVII века: «Книге глаголемой — лечебнике старых мудрых еллинских дохтуров» и в лечебнике «Прохладный вертоград».

Упоминание о «лихорадке внутренней трех и четырехдневной» в войсках можно найти в лечебнике 1708 г. Даниила Турчина: «Аптека обозовая, или служивая».

Распространение малярии в войсках и среди населения послужило основанием к изданию указа Петра I о ввозе в Россию хинина.

Таким образом, малярия в прошлом и даже в настоящее время является одним из распространеннейших и поистине «исторических» заболеваний на земном шаре.