Изучения мозга
Новые достижения и перспективы в изучении функционирования мозга как единого целого, связанные с развитием учения о ретикулярной формации, существенно важны и для клиники и для клинической электроэнцефалографии. Однако следует подчеркнуть, что непосредственное применение данных этих экспериментов к человеку в неврологических и психиатрических клиниках наталкивается на большие трудности, свидетельствующие о чрезвычайной сложности анатомофизиологических связей коры и подкорки. В частности, наблюдаемые в человеческой ЭЭГ явления не могут быть сведены к простым механизмам синхронизации и десинхронизации, зависящим от разных отделов ретикулярной формации межуточного и среднего мозга. В литературе имеются указания на разнообразные картины биоэлектрической активности у больных с диэнцефальным синдромом: наряду с низкой амплитудной, асинхронной активностью часто наблюдались вспышки медленных волн (т. е. явления, противоположные десинхронизации) и т. п.
Разнообразие ЭЭГ в наших наблюдениях, отраженное в вышеприведенной классификации, включает в себя также значительное число ЭЭГ с резким общим снижением биоэлектрической активности, вплоть до полного уплощения кривой. Такие изменения имеют большое значение в мозговой патологии и привлекли внимание ряда авторов. Так, Вильяме и Рейнелл описали подавление биоэлектрических потенциалов всех частот при органическом повреждении корковой ткани; Кавафути наблюдал резкое подавление мозговых колебаний при детских энцефалитах, особенно выраженное в случаях с вовлечением мозгового ствола; Адаме подчеркивает нарастание числа плоских ЭЭГ у больных с эндокринопатиями, психопатиями и неврозами. Наконец, Бентал и Лейбович регистрировали у больной полиоэнцефалитом, находящейся в течение нескольких недель в бессознательном состоянии, полностью уплощенную ЭЭГ; этот случай закончился выздоровлением сопровождавшимся постепенным восстановлением аритма в наших наблюдениях резкое снижение мозговых потенциалов наблюдалось у больных, общее состояние которых было удовлетворительным, а симптоматика сводилась к астеническому сицрому с нерезко выраженной диэнцефальной патологией. Следовательно, можно полагать, что подавление мозговых потенциалов было обязано хроническому нарушению корковоподкорковых взаимовлияний, в основном функционально-динамического характера.
Явления истинной десинхронизации, т. е. полной замены аритма быстрыми асинхронными низкоамплитудными потенциалами, у наших больных (и по литературным данным) встречались редко. Значительно чаще одновременно с десинхронизацией наблюдались многочисленные аподобные или даже заме ленные колебания, образование довольно четкого низкоамплитудного ритма — 14—18 колебаний в секунду и т. д. Кроме того, имело место простое снижение амплитуд аколебаний с сохранением четкой ритмики или, наоборот, высокоамплитудная дезорганизация аритма с явлениями тахиритмии, что также не укладывается в представление об истинной десинхронизации и т. п.
Мы полагаем, что все эти нарушения нормальной биоэлектрической ритмики коры больших полушарий у больных с постгриппозными диэнцефалитами также обусловлены патологическими влияниями со стороны ретикулярной формации ствола и межуточного мозга.
Однако конкретные механизмы этих влияний и взаимодействий, конечно, значительно более сложны, чем те, которые воспроизводятся в условиях острого и даже хронического эксперимента. Сложность эта обусловлена не только анатомофункциональными отношениями, но и наличием хронического процесса, который может вызвать длительное раздражение одних ядер, блокирование или угнетение других, существенно менять как внутристволовые связи, в частности индукционные отношения, так и кортикофугальные «активирующие» импульсы.
Причем необходимо учитывать также и особенности мозга человека, специфический характер патологического процесса, его динамику во времени, тканевую и нейродинамическую реактивность мозга и ряд других факторов. Несомненно, при этом важнейшее значение приобретает ослабление и извращение регулирующих влияний астенизированной коры на нижележащие отделы мозга и, в частности, на ретикулярную формацию. Это может привести к образованию замкнутого круга нарушений активации и регуляции и обусловить как стойкие функциональные расстройства, характерные для больных с постгриппозными диэнцефалитами, так и постоянную дезорганизацию корковых биоэлектрических ритмогов.
Доминирование в клинической картине заболевания при гриппозных диэнцефалитах и диэнцефалоганглионитах вегетативно-сосудистых расстройств нашло отражение при физиологическом исследовании больных.