Исследования биоэлектрической активности головного мозга

Была изучена биоэлектрическая активность головного мозга более чем у 50 больных с хроническими постгриппозными поражениями центральной нервной системы. В клинической картине заболевания на фоне астенического синдрома доминировала диэнцефальная симптоматика в виде расстройства сна, висцеросенсорных и вегетативновестибулярных, а иногда и обменных, дистрофических и эндокринных расстройств. Кроме того, в отдельных случаях наблюдались разнообразные пароксизмально наступающие расстройства типа диэнцефальной эпилепсии. Эти патологические состояния в соответствии с рассмотренными в других главах настоящей работы патогенезом, клинидифферентным электрим — щепринятой методике, применимой для больных, если они не в очень тяжелом состоянии, транспортабельны и могут выполнять простейшие инструкции. В экранированной и затемненной камере в удобном полулежачем положении больные приводились в состояние максимального физического и психического покоя, что способствует наилучшему выявлению аритма. Исследование всегда проводилось в утренние часы, при отсутствии проявлений дремотного состояния, всегда в одинаковой обстановке.

Глаза в исходном положении были закрыты. В качестве простейшей функциональной пробы испытывалось открывание и закрывание глаз, которое, как указывалось выше, является очень эффективным в отношении влияния на аритм. Кроме того, во всех случаях применялось раздражение глаз короткими световыми вспышками большой яркости, получаемыми при помощи электронного стробоскопа. Испытывалось влияние световых мельканий частотой обычно от 5 до 20 вспышек в секунду

Переходя к изложению результатов собственных клинических и электроэнцефалографических наблюдений, следует заранее оговориться, что выраженные патологические дизритмии с большими медленными волнами или пароксизмальными разрядами у данного контингента больных почти совершенно не встречались. Полученные нами ЭЭГ характеризовались различной степенью и типом изменений основной ритмики, от случаев с практически нормальным аритмом до полного его отсутствия, но без появления медленных волн или высокоамплитудной тахиритмии.

Приводим одно наблюдение, в котором на фоновой, «спонтанной» ЭЭГ не выявляется какихлибо отклонений от нормы, однако при световой стимуляции обнаруживаются особенности, представляющие интерес для оценки функционального состояния мозга.

Больная Бейн, 45 лет. Поступила в клинику в 1958 г. с жалобами на постоянную головную боль, иногда стреляющую, приступы головокружения тошноты, сердцебиения, боли в области шеи при повороте головы.

Два году тому назад болела вирусным гриппом с температурой 40−41° в течение почти двух недель, сопровождавшимся сильной головной боль болью в глазных яблоках. К концу острого периода появилось массив коовоизлияние в левом глазу, беспокоил шум в ушах. Получила длительный курс пенициллинотерапии. Улучшение состояния наступало очень медленно через 2—3 месяца уменьшились головные боли. Работать было трудно. Менструации стали нерегулярными; в последнее время появились приливы.

Объективно: болезненность верхнешейных узлов, звездчатого узла, синускаротидной зоны. Кровь: лейкоцитоз — 9600, РОЭ — 23 мм в час. Диагноз — постгриппозный диэнцефалоганглионит.

ЭЭГ: доминирует регулярный аритм с частотой 9—10 колебаний в секунду. В задних областях мозга, где аритм наиболее синхронизирован, амплитуда колебаний достигает 50 мкв и более. Однако аактивность хорошо выражена также и во всех других областях мозга (лобной, роландической, височной), но ее амплитуда здесь заметно более низкая, аритм появляется в виде четких групп различной длительности с короткими интервалами между ними, обычно (но не всегда) синхронно во всех отделах мозга. Рритм выражен слабо.

При открывании глаз u-активность резко подавляется с выявлением Р-ритма и ритма 14—13 колебаний в секунду, после закрывания — восстанавливается с минимальным скрытым периодом.