Инфекционная аллергия
В эксперименте на животных, а также с помощью кожных проб у детей было установлено, что в течение коклюшного процесса развивается инфекционная аллергия.
Сенсибилизация животных коклюшным микробом сопровождается снижением их устойчивости к ряду раздражителей, вследствие чего животные становятся чувствительными к дифтерийному анатоксину, лошадиной и бычьей сыворотке, яичному альбумину, дизентерийной вакцине и поливакцине. Особенно резко повышается чувствительность мышей к гистамину. Вакцинированные коклюшной вакциной мыши гибнут от шока при введении в вену 0,08 мг гистамина, в то время как смертельная доза для нормальных мышей составляет 30 мг. Парфентьев с соавторами считает, что после введения коклюшной вакцины мыши делаются более чувствительными не только к гистамину, но и к коклюшному нуклеопротеину и коклюшной вакцине.
Авторами установлено, что сенсибилизация к коклюшной палочке сопровождается повышенной чувствительностью к другим грамотрицательным микроорганизмам, что может способствовать развитию осложнений при коклюше.
Кинд высказывал предположение, что сенсибилизация мышей связана с повреждающим действием коклюшной вакцины на надпочечники: животные с удаленными надпочечниками более чувствительны к гистамину, бактериальным вакцинам и анафилаксии.
Данные экспериментальных исследований находят подтверждение в клинических наблюдениях при коклюше.
А. И. Доброхотова и А. В. Долгополова установили, что больной коклюшем ребенок отвечает более выраженной реакцией на введение белковых препаратов. И. В. Дядюнова и 3. М. Михайлова при изучении кожной реакции с коклюшным аллергеном у больных коклюшем детей выявили, что с развитием коклюшного процесса нарастает количество положительных кожных проб.
Большой интерес представляют наблюдения, проведенные в клинике для больных коклюшем над медицинским персоналом, длительно работавшим с больными коклюшем детьми. У работников инфекционной клиники значительно более часто, чем среди персонала других отделений, отмечалась выраженная анафилактическая реакция не только на введение антибиотиков (чаще пенициллина и стрептомицина), но и на соприкосновение с ними и, особенно, на вдыхание распыленного антибиотика, даже в самых незначительных количествах. Такая повышенная чувствительность возникает, по-видимому, вследствие сенсибилизации токсином коклюшной палочки взрослых, имеющих постоянный контакт с больными коклюшем детьми.
У некоторой части больных коклюшем нам приходилось наблюдать развитие астматического состояния в ответ на введение пенициллина.
Психические нарушения у детей, больных коклюшем
Психические нарушения у детей, больных коклюшем
На нарушения психического развития детей после перенесения коклюша указывают работы А. И. Доброхотовой и М. Е. Сухаревой, Лурьи и Леви и др.
В трактовке патогенеза неврологических расстройств при коклюше нет единства мнений. В настоящее время все больше сторонников привлекает взгляд на нервные осложнения при коклюше как на результат циркуляторных расстройств в центральной нервной системе.
Тяжелые сосудистые расстройства и гилоксемия являются причиной нарушения питания нервной ткани с последующими дистрофическими расстройствами.
На значительное поражение сосудистой системы при коклюше указывают морфологические исследования. Выраженное поражение сосудов мозга обнаруживали Б. Н. Клосовский и К. С. Ладодо, изучавшие поражение нервной системы при коклюше.
Одними из постоянных симптомов при коклюше являются повышение артериального давления до 130—150 мм ртутного столба и тонуса сосудов, установленное плетизмографическими и капилляроскопическими исследованиями, замедление скорости кровотока, понижение резистентности капилляров.
В остром периоде коклюша имеет место повышение тонуса прекапиллярных артерий пальца, что вместе с повышенным артериальным давлением и при отсутствии выраженных изменений функции миокарда (данные электрокардиографии) свидетельствует о функциональном сосудистом спазме. Причиной этих изменений является, по-видимому, как непосредственное влияние коклюшного токсина на сосудистую стенку, так и возбуждение сосудодвигательного центра вследствие иррадиации из дыхательного центра, т. е. из доминантного очага.
И, наконец, по современным воззрениям, в патогенезе коклюшного процесса немаловажное значение имеет аллергизирующее действие коклюшного микроба на организм, вызывающее явления анафилактического характера.