Иллюстрация из врачебной практики
Больная Л-ко, 32 лет. Поступила в клинику в мае 1961 г. с жалобами на постоянную головную боль, носящую жгучий характер, иногда стреляющую, боли в правом глазу, повышенную чувствительность к любым резким раздражителям (световым, слуховым, обонятельным); периодические приступы резкой головной боли и головокружения, сопровождающиеся рвотами (раза два в неделю). Отмечает снижение памяти, резко повышенную утомляемость, потливость. Часто бывают приступы озноба, иногда — жара; после приступа — обильное мочевыделение.
Полтора года тому назад перенесла грипп с высокой температурой. С тех пор у больной субфебрилитет и описанные выше жалобы.
В детстве болела корью, коклюшем, малярией; часто болеет ангинами, иногда появляются боли в суставах.
Объективно: парез правого лицевого нерва по центральному типу, резкая болезненность шейных вегетативных узлов, особенно верхнешейного, болезненность синускаротидной зоны и солнечного сплетения. Тремор правой руки, в позе Ромберга отклоняется вправо, слабость при отведении пальцев правой руки, слабость мизинцев обеих рук.
Диагноз — постгриппозный диэнцефалоганглионит.
ЭЭГ: в задних областях мозга регистрируется резко дезоринизованный аритм, который в сущности уже не является ритмом, так представлен разрозненными короткими группами разнокалиберных аподбных колебаний непостоянной длины. Частота некоторых в основном низкоамплитудных (около 30 мкв) волн находится в адиапазоне, в других случаях наблюдается замедление до 6частоты с появлением отдельных более высоких (до 45 мкв) заостренных волн. Кроме того, имеются периоды десинхронизации с доминированием переходной частоты 14—18 колебаний в секунду, чередующиеся с небольшими, но четко выраженными медленными волнами уже в Ддиапазоне. В других отделах мозга наблюдаются аналогичные явления дезорганизации, однако протекающие с еще большим общим снижением амплитуд и с длительными периодами резкого уплощения кривой.
При ритмической световой стимуляции наступает значительное оживление фоновой активности. Наряду с хорошим усвоением ритма имеется также выраженная неустойчивость этого феномена, проявляющаяся в доминировании не только первых гармоник и субгармоник, но и других, неадекватных задаваемому ритму частот.
Таким образом, в целом биоэлектрическая активность мозга у данной больной может быть охарактеризована как выраженная дезорганизация аритмики с десинхронизацией и со сдвигом в сторону медленных частот.
Больная М-вич, 33 лет. Поступила в клинику в 1957 г. с жалобами на постоянное головокружение, периодически усиливающееся, особенно во время пребывания на открытом воздухе.
С начала заболевания отсутствуют менструации.
Заболевание началось 6 месяцев тому назад. В течение трех дней был грипп, сопровождавшийся субфебрилитетом. После падения температуры вышла на работу. Недели через две появилось головокружение. Больная в течение полугода не работает.
При плетизмографическом исследовании обнаружены слабо выраженные волнообразные колебания объемного пульса, неровное дыхание, наличие отдельных примитивных безусловных рефлексов.
ЭЭГ: во всех отведениях обычный аритм полностью отсутствует. На несколько волнистой изоэлектрической линии регистрируется низкоамплитудная активность со слабо выраженным рритмом и с доминированием низкоамплитудных (около 20 мкв) колебаний с довольно устойчивой частотой в среднем 15 (от 14 до 18) колебаний в секунду. Иногда на короткий период этот основной ритм несколько замедляется до частоты, являющейся верхней границей адиапазона, с одновременным увеличением амплитуды до 30—40 мкв, и тогда образуется короткая группа аподобных колебаний длительностью редко более 0,5 сек.
В задних отделах мозга амплитуда основного ритма заметно более высокая, чем в передних.
Описанный ритм, являющийся как бы промежуточным между а и 0ритмами, обнаруживает также реакцию на свет по атипу, однако очень слабо выраженную.
При ритмическом световом раздражении наблюдается некоторое общее усиление биоэлектрической активности со слабо выраженным усвоением и с явлениями изоритмической стимуляции как при ачастотах, так и при частоте мельканий 15 в секунду.
После проведенного курса лечения АТФ состояние больной резко улучшилось: появились менструации, приступы головокружения стали реже и интенсивность их уменьшилась, исчезла болезненность вегетативных узлов. При плетизмографическом исследовании появились выраженные рефлексы безусловные и условные раздражители. Больная приступила к работе.
В приведенном наблюдении у больной после перенесенное гриппа развились приступы головокружения, в сочетании аменореей. В этом случае заболевание могло трактоваться как вестибулярная форма энцефалита. Однако сочетание головокружения с аменореей, типичные для диэнцефальной локализации процесса данные плетизмографии, наличие болезненности в области периферических отделов вегетативной нервной системы свидетельствуют о наличии диэнцефалоганглионита.
Особенностью биоэлектрической активности мозга у данной больной является наличие редко встречающегося типа десинхронизации аритма с образованием необычного, довольно устойчивого ритма, как бы переходного между а и частотами.
Приведенное наблюдение представляет собой редко ветре чающийся случай доминирования довольно регулярного ритм очень напоминающего аритм, но резко отличного от него частоте (около 15 колебаний в секунду). Его можно считать особым случаем десинхронизации аритма и, следовательно, показателем активации в корковоподкорковых системах, но с образованием новой, более высокой регулярной ритмики.
Следующие два наблюдения являются примерами резко выраженной дезорганизации и десинхронизации основной ритмик с полной редукцией аактивности и значительным уплощение кривой. Но при этом на ЭЭГ регистрируется большое количество низкоамплитудных колебаний самой различной длины — от отдельных сглаженных Дподобных волн до несколько усиленного рритма.