Черепномозговые нервы при гриппе (геморрагическом менингоэнцефалите)

Некоторые авторы отмечали при геморрагическом менингоэнцефалите поражение отдельных черепномозговых нервов, особенно глазодвигательных. Патогенез их, по-видимому, связан с наличием кровоизлияний на основании мозга или точечных интрацеребральных стволовых кровоизлияний.

В остром периоде заболевания у многих больных головные боли сопровождались светобоязнью, болями в глазах, усиливающимися при движении глаз, особенно при крайних отведениях глазных яблок, их болезненностью при надавливании. Обращает также внимание наличие болезненности тригеминальных и затылочных нервов, шейных вегетативных узлов и вегетативно-сосудистых пучков. Эти симптомы, надо полагать, вызваны вовлечением в процесс диэнцефальных и периферических отделов вегетативной нервной системы, возможно интоксикационного характера. У отдельных больных были отмечены изменения на глазном дне в виде расширения вен, стертости границ сосков зрительных нервов, наличия застойных сосков, невритических изменений и часто кровоизлияний.

Путнам обратил внимание на роль неврита и застоя сосков в снижении зрения при геморрагическом менингоэнцефалите. Е. Н. Ковалев и К. В. Шиманский (1935) относили острое развитие застойных сосков зрительных нервов за счет кровоизлияний в оболочки зрительного нерва.

Кровоизлияниям следует придавать значение и в наблюдаемом в отдельных случаях снижении зрения (Гольдфлам и наши наблюдения). Мозговые кровоизлияния нередко сочетались с кровоизлияниями под кожу, в сетчатку глаза и во внутренние органы. Мы не согласны с Э. К. Евзеровой, К. П. Овчаренко и К О. Кварт в том, что кровоизлияния локализуются избирательно в эктодермальных тканях, они наблюдаются и во внутренних органах.

Очаговая интрацеребральная симптоматика наиболее часто проявлялась в развитии гемиплегий и реже моноплегий как начальных симптомов заболевания. Кровоизлияния нередко сопровождались комой и рвотой. Эти формы описаны Лейхтенштерном, Фюбрингером и Найверком как апоплексический энцефалит, церебральная инфлюэнца и инфлюэнцный энцефалит.

А. Е. Кульков отмечал в некоторых случаях ступенчатое нарастание параличей. В отдельных случаях отмечалось медленное постепенное развитие параличей, при которых заболевание не сопровождалось потерей сознания. Развитию параличей нередко предшествовали эпилептические припадки кортикального или общего типа. Иногда припадки возникали на фоне гемипареза, после чего парезы углублялись.

Появление эпилептиформных припадков общего и кортикального типа описывается и без наличия параличей. Т. С. Осинцева наблюдала в 5 случаях эпилептические припадки и в 6 случаях параличи при обследовании 12 больных геморрагическим менингоэнцефалитом. В. А. Муратов считал появление эпилептиформных припадков в остром периоде заболевания плохим прогностическим признаком. У некоторых больных параличи развивались на фоне менингеального синдрома, возникшего за несколько дней или недель до появления параличей. Такое течение заболевания характерно для развития повторного кровоизлияния в вещество мозга.

По нашим наблюдениям, формы с наличием параличей характеризовались более интенсивной выраженностью общецеребральной симптоматики, особенно нарушений психических функций и угнетения кожных и сухожильных рефлексов и более тяжелым прогнозом заболевания, чем с отсутствием параличей. Надо полагать, что развитие при интрацеребральных кровоизлияниях более глубоких нарушений корковой деятельности, чем при оболочечных, играет роль в столь тяжелом течении их. Смертельный исход при геморрагическом менингоэнцефалите гриппозной этиологии нами наблюдался в 5 случаях из 25 обследованных больных, у 4 из них обнаруживались интрацеребральные кровоизлияния, наряду с оболочечными.