Хотя уровни уратов в плазме и гломерулах являются близкими (Yu и Gutman, Berliner), величина клиренса мочевой кислоты в условиях нормы оказывается меньше уровня гломерулярной фильтрации приблизительно в 13 раз. Это объясняется тем, что ураты, поступающие в канальцы, на 90% (по Dimitriu с соавт. и др.) подвергаются там обратному всасыванию, максимальная величина которого оценивается (хотя практически никогда не достигает этого уровня) в 15 мг/мин. Некоторые авторы (Gutman с соавт. и др.) считают, что резорбция мочевой кислоты в канальцах является активным ферментным процессом, при котором мочевая кислота гломерулярного фильтрата всасывается полностью. Одновременно канальцы активно экскретируют мочевую кислоту (в количестве около 10% резорбированной).
По Д. Л. Фердману, основную часть пуринов, выделяемых с мочой (90%), составляют мочевая кислота и ее соли. При этом из мочекислых соединений наибольший удельный вес, как уже упоминалось, приходится на мононатриевый урат; в меньшем количестве выявляются мочевая кислота, ураты кальция, калия, магния, аммония. На другие пуриновые основания приходится 8% пуринов мочи. Это гуанин, аденин, гипоксантин, ксантин, а также поступающие с пищей или в качестве лекарств кофеин1— 1,3,7триметилксантин и теобромин — 3,7диметилксантин. Описаны также обычно присутствующие в моче в небольших количествах следующие свободные пуриновые основания неалиментарного происхождения: 1метилгуанин, Б2метилгуанин, 7метилгуанин, 8гидрокси7метилгуанин, 1метилгипоксантин, 6сукциноаминопурин, природа которых недостаточно ясна. Пуриновые основания входят и в состав аденозина, а также ксантоптерина, выделяемых с мочой в незначительных количествах.
Если количество потребляемого в сутки кофеина оказывается равным 1—1,5 г и более, то часть его превращается в мочевую кислоту (Е. С. Лондон и Я. А. Ловцкий).