Вопрос о кожной температуре при первичном тиреотоксикозе представляет интерес с точки зрения реализации тиреотоксических нейровегетативных нарушений на периферии. Он заслуживает дальнейшего изучения.
Нельзя согласиться с Т. И. Ицковым, расценивающим субфебрильную температуру при выраженном первичном тиреотоксикозе как исключительный результат повышения окислительных процессов в организме, а при стертом и начальном тиреотоксикозе — как результат нарушения гемодинамики, без учета нарушенной при тиреотоксикозе терморегуляции. Ежедневные наблюдения показывают, что при нормальной терморегуляции у здоровых людей самые обильные приемы пищи не вызывают субфебрильной температуры, а у больных тяжелым тиреотоксикозом температура продолжает оставаться нормальной. С другой стороны, при неустойчивой терморегуляции всякий невроз (а начальный тиреотоксикоз выражается преимущественно в невротическом состоянии) может привести к термоневрозу и подъему температуры при нормальном уровне окислительных процессов и отсутствии особых гемодинамических сдвигов. Указанные П. И. Ицковым причины субфебрильной температуры при первичном тиреотоксикозе могут полностью реализоваться только при условии нарушения у больных нормальной терморегуляции.
Нарушение терморегуляции у больных тиреотоксикозом выражается и в том, что они плохо переносят жару и тепловые процедуры, под воздействием которых тиреотоксикоз может обостриться. Сюда же относится и усиленное потоотделение, которое при тяжелых формах тиреотоксикоза может быть настолько выраженным, что не дает больным покоя ни днем, ни ночью.
Сон. Бессонница является одним из наиболее мучительных симптомов первичного тиреотоксикоза. По нашим данным, она наблюдается у 45% больных. Сон при этом беспокойный, с тяжелыми сновидениями и не дает отдыха корковым клеткам, работоспособность их полностью не восстанавливается, что ухудшает течение болезненного процесса.