Д. И. Фридберг наблюдал у 18% больных первичным тиреотоксикозом впервые отмеченную Шарко «базедовическую параплегию»— беспричинную приступообразную слабость бедер с падением обычно на колени. У 55% больных наступало внезапное подкашивание ног без падения, которое Д. И. Фридберг обозначает как «базедовический парапарез». В отличие от катаплексии параплегии и парапарезы при первичном тиреотоксикозе появляются не в состоянии мышечного покоя, а исключительно при ходьбе или при длительном стоянии, когда сгибающие и разгибающие бедро мышцы напряжены.
Adams указывает, что при первичном тиреотоксикозе иногда, правда редко, наблюдаются приступы вялого паралича ног, рук и туловища с арефлексией и исчезновением электрической раздражимости; эти состояния могут длиться от нескольких часов до нескольких дней и повторяться с различной частотой. Бывают и полные параличи всех скелетных мышц, включая и дыхательные. Гладкая мускулатура не поражается. Во время приступов у некоторых больных отмечается снижение уровня калия в сыворотке; введением калия можно прервать приступ. Обусловленность приступов тиреотоксикозом подтверждается их исчезновением после излечения тиреотоксикоза.
Делаются попытки объяснить мышечные нарушения при первичном тиреотоксикозе местными расстройствами, вызванными непосредственным действием тироксина на мышечную ткань. Мышечную слабость, например, сводят к обеднению мышцы при тиреотоксикозе креатином и фосфором, а креатинфосфат, как известно, является промежуточным звеном при превращении химической энергии в кинетическую (Adams).
Такой узкий подход к патогенезу разнообразных мышечных нарушений при первичном тиреотоксикозе не может удовлетворить. Он учитывает лишь изменение химизма в самой мышечной ткани и не принимает во внимание воздействие на нее необычных импульсов центральной нервной системы.