Для современного биологического этапа развития дерматологии характерно выяснение связей дерматозов с заболеваниями внутренних органов, влиянием внешней среды, изменением реактивности организма, состоянием центральной нервной системы. Современная дерматология развивается на основе новейших достижений иммунологии, биохимии, генетики и геронтологии, успехов химиои антибиотикотерапии.

В России дерматология как самостоятельная дисциплина оформилась в 70-х годах прошлого века, когда сначала в Варшавском университете, а затем в Москве и Петербурге были созданы кафедры кожных и венерических болезней. До этого преподавание «болезней кожи и сифилиса» обычно поручалось доцентам кафедр терапии и хирургии.

Выдающиеся отечественные клиницисты М. Я Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин и А. А. Остроумов оказали огромное влияние на формирование отечественной дерматологии, характерной особенностью которой стало клиническое направление, рассматривающее болезни кожи в связи с заболеванием всего организма. Отмечавшаяся С. П. Боткиным, А. А. Остроумовым и другими учеными роль нервного фактора в генезе различных заболеваний нашла свое отражение и в дерматологии. Мысль о роли нарушений нервной системы в возникновении и развитии различных заболеваний была обоснована И. П. Павловым. А. Г. Полотебнов (1839—1907), читая курс дерматологии в Петербургской медикохирургической академии, последовательно проводил идеи нервизма.

Из школы А. Г. Полотебнова вышло много дерматологов, развивавших идеи своего учителя. Так, М. И. Стуковенков (1843—1897), первый профессор дерматологии Киевского университета, посвятил свои многочисленные работы описанию ряда дерматозов и изучению роли нервной системы в патогенезе заболеваний кожи. Его ученику П. В. Никольскому (1858—1940) — профессору Варшавского, а затем Ростовского университета — принадлежит открытие и Описание признака отслойки эпидермиса при листовидной пузырчатке. П. В. Никольского можно считать пионером функционального направления в дерматологии.

Выдающимся представителем ленинградской школы был Т. П. Павлов (1860—1932), возглавлявший на протяжении 30 лет кафедру дерматовенерологии в Военномедицинской академии. Среди его многочисленных учеников особо следует отметить профессора В. В. Иванова (1873—1931), основателя и редактора двух дерматологических журналов, замечательного педагога и крупнейшего клинициста, а также профессора А. И. Лебедева (1887—1923) — первого заведующего кафедрой кожных и венерических болезней Туркестанского университета и автора первого отечественного руководства по гистопатологии кожи.

Ведущая роль в развитии не только отечественной, нон мировой венерологии принадлежит профессору В. М. Тарновскому (1837—1906), возглавлявшему с 1859 по 1898 год кафедру сифилидологии в Медикохирургической академии и основавшему в 1885 г. первое в Европе научное общество дерматовенерологов. Первым заведующим кафедрой дерматологии клинического института усовершенствования врачей был О. В. Петерсен (1848—1919).

Основателем московской дерматологической школы был профессор А. И. Поспелов (1846—1916), издавший первый русский оригинальный учебник по кожным болезням и организовавший в 1891 г. Московское дерматологическое общество. Из его учеников выделяются С. Л. Богров (1878—1923) — первый директор Государственного дерматовенерологического института (основан в 1921 г.), Е. С. Главче (1861—1919) — организатор первой специальной кожновенерологической поликлиники в Одессе, Г. И. Мещерский (1874—1936), возглавлявший кафедру кожных и венерических болезней в I Московском медицинском институте с 1925 по 1936 год, иН. А. Черногубов (1883—1942) — заведующий кафедрой II Московского медицинского института.

Большую роль в развитии дерматовенерологии сыграли А. Г. Ге (1842—1907), И. Ф. Зеленев (1860—1918) — редактор и издатель «Русского журнала кожных и венерических болезней» и П. С. Григорьев (1879—1940) — автор известного руководства по кожным и венерическим болезням, выдержавшего девять изданий.

Много ценных работ по дерматологии написано земскими и военными врачами. Достаточно назвать П. Ф. Боровского, открывшего в 1898 г. (на 5 лет раньше Райта) возбудителя лейшманиоза кожи, Я Н. Соколова (1896), описавшего возбудителя ришты (волосатика), и др.

Дерматология в России выделилась в самостоятельный раздел медицины позже, чем в Западной Европе, но вскоре заняла видное место в мировой дерматологической науке.

Отечественная дерматология избежала влияния венской и французской дерматологических школ и развивалась по собственному, принципиально отличному от западноевропейских школ, клиникофизиологическому направлению. Советский дерматолог В. В. Иванов (1837—1931) писал, что «русские дерматологи всегда отличались стремлением связывать поражения кожи с различными заболеваниями других органов, нервной системы и всего организма» (1913).

Воплотив в себе лучшие традиции отечественной дореволюционной дерматологии, советская дерматология и венерология продолжают успешно развиваться в тесной связи с профилактической медициной в физиологическифункциональном направлении, в борьбе»с локалистическими концепциями, недооценкой влияния внешней среды, идей нервизма и идеалистическими теориями.