Собственно кожа имеет неровную поверхность из-за наличия сосочков — пальцевидных выпячиваний, между которыми проникают межсосочковые отростки эпидермиса, на пальцах соединяющиеся и образующие гребешки. Благодаря такой структуре поверхность соприкосновения эпидермиса и собственно кожи, а также прочность их соединения весьма значительны. Толщина собственно кожи не зависит от толщины эпидермиса, в среднем она равна 1—2 мм, на веках и крайней плоти — не более 0,6 мм, а на ладонях достигает 3 мм. На животе собственно кожа тоньше, чем на спине.
В собственно коже различают сосочковый слой, состоящий из рыхлой волокнистой соединительной ткани, очень богатой кровеносными сосудами и тонкими эластическими волокнами, а также сетчатый слой, состоящий из плотного сплетения толстых коллагеновых и эластических волокон. Граница между сосочковым и сетчатым слоями условная, она проходит по линии, соединяющей основания сосочков или вершины межсосочковых отростков.
Электронный микроскоп позволил выявить тонкую структуру коллагеновых волокон, состоящих из фибрилл толщиной 100 нм и длиной в тысячи раз больше. На долю коллагеновых волокон, которые очень резистентны и обусловливают прочность собственно кожи, приходится 95% ее вещества.
Ретикулярные, аргирофильные, преколлагеновые волокна имеют вид тонкой сети, которая оплетает кровеносные сосуды и потовые железы.
В собственно коже находятся фибробласты, макрофаги, лейкоциты и тучные клетки.
Макрофаги — это изолированные и мобильные элементы системы мононуклеарных макрофагов, обладающие способностью к амебоидным движениям и фагоцитозу. Их называют также гистиоцитами (вследствие способности превращаться в различные клетки), или полибластами, плазматоцитами, адвентициальными клетками и т. д. Гистиоциты, фагоцитирующие пигмент, именуются меланофагами. Протоплазма тучных клеток заполнена массой зернистой структуры, которая при окраске полихромовой синью Унна становится розовой. Эти дегенерирующие клетки располагаются в основном вокруг сосудов, волосяных мешочков и в сосочках собственно кожи.
Мышцы, поднимающие волосы, располагаются с той стороны волоса, где он образует острый угол к поверхности кожи. Одним концом они вплетаются в волосяную сумку, а другим в собственно кожу и, сокращаясь, поднимают волос и выдавливают секрет сальных желез. Кроме того, в коже есть гладкие мышцы, не связанные с волосами. Это мышцы грудных сосков, мошонки, больших срамных губ, промежности, реже они бывают в подкрыльцовых ямках и коже полового члена. Поперечнополосатые мышцы находятся только в коже лица (мимические) и шеи.
От глубокого сосудистого сплетения, лежащего на границе собственно кожи и подкожной основы и питаемого подкожными артериями, отходят восходящие артерии, которые создают на границе сосочкового и сетчатого слоев поверхностное сплетение. От него в сосочки идут мелкие концевые артериолы, образующие капиллярные петли, переходящие в венулы. Капилляр образован из эндотелия, вокруг которого ветвистые соединительнотканные клетки образуют перителий. Капилляр начинается там, где исчезают последние гладкие мышечные волокна артериол, и заканчивается в месте появления первых гладких мышечных волокон венул. Каждый сосочек собственно кожи содержит несколько капиллярных петель, располагающихся по его периферии.
Несколько венул сливаются в вену, которая входит в поверхностное венозное сплетение, расположенное более поверхностно, чем артериальное. Отходящие от него вглубь ветви образуют глубокое венозное сплетение, лежащее параллельно артериальному. Некоторые исследователи признают существование четырех венозных сплетений: два непосредственно под сосочками, третье в глубине сетчатого слоя и четвертое — в подкожной основе.
В коже пальцев и ногтевом ложе, гораздо реже в других местах (ушные раковины и др.) встречаются гломусы — артериовенозные анастомозы (без участия капилляров); они состоят из эндотелиальной стенки и имеют около десяти рядов крупных клеток со светлой протоплазмой, похожих на эпителиальные (клетки гломуса). Эти образования связаны с безмякотными нервными волокнами и способны сокращаться наподобие мышечных клеток.
Лимфатические капилляры кожи формируют две сети: поверхностную, лежащую несколько ниже подсосочкового венозного сплетения, и глубокую, расположенную в подкожной основе.
Кожа иннервируется чувствительными волокнами черепных нервов и волокнами автономной нервной системы (симпатическими) — моторными, вазомоторными, секреторными и трофическими. В одном нервном стволе могут быть одновременно чувствительные и симпатические нервные волокна. Чувствительные нервные волокна «одеты» почти на всем протяжении, кроме конечных отрезков, миелиновой оболочкой, разделенной через определенные промежутки перехватами.
Оболочка симпатических волокон не содержит миелина. Она состоит из синцития (небольших ветвистых клеток — гомологов глиальных клеток центральной нервной системы). Волокна автономной нервной системы иннервируют в коже сосуды, гладкие мышцы и потовые железы.
В подкожной основе нервы образуют сплетение, от которого отходят многочисленные стволики, формирующие новые сплетения вокруг корней волос, потовых желез, жировых отложений и в сосочковом слое собственно кожи. От этого сплетения отходят нервные волокна в сетчатый слой и эпидермис, в котором они образуют большое количество чувствительных окончаний.
Эти нервные окончания образованы нервными волокнами, теряющими миелиновую оболочку при прохождении через базальную мембрану; такие же амиелиновые волокна доходят до верхних рядов клеток шиповатого слоя, где заканчиваются либо постепенно истончаясь, либо пуговкой или петлей. Около устьев волосяных мешочков существуют особые нервные диски. Чувствительные клетки Меркеля, упоминаемые во многих руководствах, в эпидермисе человека отсутствуют.
Собственно кожа наиболее богата нервными окончаниями. К ним относят плющевидные свободные разветвления, располагающиеся у нижней границы эпидермиса, а также свободные разветвления, заканчивающиеся вздутиями нейрофибриллярной структуры, и изолированные нервные волокна.