Желтая лихорадка

Желтая лихорадка — острое трансмиссивное инфекционное заболевание вирусной природы, характеризующееся развитием желтухи, геморрагического диатеза и нефропатией; отмечается высокая летальность.

Первые сведения о желтой лихорадке появились вскоре после открытия Америки. Несомненная эпидемия желтой лихорадки была описана в 1648 г. в Юкатане, затем в 1694 г. в Центральной Америке Терейра да Рос.

Большие эпидемии болезни в дальнейшем описывались в XVIIXVIII, XIX веках и в 20х годах XX века. Эти эпидемии вспыхивали в Балтиморе, Филадельфии, НьюЙорке, Центральной Америке, бассейне Карибского моря, в Бразилии.

В США за период между 1793 и 1900 гг. переболело желтой лихорадкой до 50 000 человек. В 1800 г. в Испании от желтой лихорадки умерло 60 000 человек, в Гаване (остров Куба) болезнь давала различной силы эпидемии с момента ее регистрации (с 1649 по 1900 г.), а с 1803 по 1900 г. от желтой лихорадки умерло 35 900 человек. В Бразилии (РиодеЖанейро, СанПаулу) и Центральной Америке в течение XIX века желтой лихорадкой переболели сотни тысяч людей, из них около 10 000 погибли только при прорытии Панамского канала.

Нужно отметить, что хотя желтой лихорадки в России никогда не было, русские ученые внимательно следили за ее эпидемиями в зарубежных странах. Когда в 1805 г. эпидемия желтой лихорадки вспыхнула в Испании и на юге Франции, Медицинский совет издал в Петербурге не потерявшее до сих пор свое значение «Описание желтой горячки с показанием ее припадков, причин и способов лечения и предохранения». По свидетельству того же В. С. Суворова, еще за 43 года до высказываний Ноттома и за 76 лет до Финдлея оставшийся неизвестным автор вышеуказанного «Описания желтой горячки» писал: «…не могут ли насекомые способствовать ее сообщению?».

Очень интересны и конкретны разработанные русским штаблекарем Ф. Коршем (1806) в его книге «Описание желтой лихорадки» профилактические мероприятия против заноса желтой лихорадки в Россию.

Огромную роль в организации борьбы с желтой лихорадкой в Америке и особенно на острове Куба сыграли врачи Рид, Горгас и Картер. В 1901 г. Уолтер Рид в Гаване установил, что вирус желтой лихорадки проходит через фильтры, задерживающие бактерий. В то же время была прочно установлена роль комаров Aedes aegypti в передаче желтой лихорадки. Принятые меры борьбы с комаром в населенных пунктах, особенно в основном очаге желтой лихорадки — Гваякиле, привели к ликвидации болезни на Тихоокеанском побережье Южной Америки, но в 1928 г. вдруг вспыхнула большая эпидемия в Рио-де-Жанейро. В это время в Африке было установлено, что макаки резусы восприимчивы к вирусу желтой лихорадки. В эксперименте удалось добиться передачи желтой лихорадки через комаров других видов, а в ряде мест Южной Америки (джунглях) и Африки были обнаружены очаги желтой лихорадки при отсутствии Aedes aegypti и человека (люди стали заражаться впоследствии при появлении в джунглях).

Возникло описание новой формы желтой лихорадки — желтой лихорадки джунглей, резервуаром вируса которой являются дикие млекопитающие джунглей.

этиология

Возбудителем желтой лихорадки является фильтрующийся вирус Viscerophilus tropicus. Размер вируса 18−27 тр. Он образует включения, располагающиеся в ядрах печеночных клеток.

Современные данные по этиологии и эпидемиологии желтой лихорадки связаны в основном с работами комиссии Уолтера Рида, которая установила, что возбудитель желтой лихорадки проходит через бактериальные фильтры и находится в крови больных в течение первых 3 дней лихорадки и что переносчиком болезни является комар Aedes aegypti, который передает желтую лихорадку при укусе, если с момента кровососания на больном прошло не менее 12 дней.

Англоамериканская и французская комиссии, работавшие в 1926—1928 гг. в Западной Африке, окончательно доказали вирусную этиологию желтой лихорадки.

Вирус желтой лихорадки очень чувствителен к действию физических и химических факторов, поэтому при работе с ним добавляют 5−10% раствор сыворотки. В 50% глицерине вирус сохраняется несколько месяцев. Наилучшим способом очень длительного сохранения вируса, в течение года и более, является его высушивание с одновременным замораживанием. В теле погибших зараженных комаров вирус сохраняется до 30 суток при температуре 26−30° и более месяца — при температуре около 0°.

Имеются пантроиные (т. е. поражающие все ткани и органы) штаммы вируса и нейротропные. Последние получаются при длительных мозговых пассажах на мышах. Они становятся после этого непатогенными для человека и обезьян, хотя сохраняют все иммуногенные свойства. Для заражения в лабораторных условиях при взятии крови, при вскрытии трупов больных, умерших от желтой лихорадки, достаточны ничтожные дозы инфекционного материала, попадающего в кровь или на слизистые оболочки.

Вирус желтой лихорадки выращивается на культуре ткани куриного эмбриона и размножается при введении в тестикулы мышей; на основе этого метода проводится серийное выращивание вируса. При культивировании вируса на курином эмбрионе получен слабовирулентный штамм, один из вариантов которого (штамм 17D) используется как вакцинальный.

В последнее время для диагностики желтой лихорадки применяют реакцию связывания комплемента, а также реакцию нейтрализации. Эта последняя имеет большое практическое значение, так как вируснейтрализующие антитела сохраняются в крови переболевших длительное время. Вирус желтой лихорадки хорошо прививается мышам (внутримозговые пробы) и обезьянам. В естественных условиях наиболее восприимчивы к желтой лихорадке обезьяны, а также европейский еж, сумчатые, пекари и др.