Реакции на грипп
В модификации М. Н. Пастернак реакция гемагглютинации стала положительной у мышей, зараженных суспензией не только из легочной, но и из мозговой ткани. Реакция гемагглютинации в приведенной модификации была применена также у хорьков. Учитывая, что хорьки восприимчивы к гриппозному вирусу и заболевание у них сходно с заболеванием у человека, нами была проведена серия опытов с заражением хорьков вирусом гриппа штамма (PR8), адаптированным к организму мышей. Два хорька были заражены суспензией из легких, два хорька — суспензией из мозга погибших от гриппа мышей. Хорьки, зараженные мозговой суспензией, остались здоровыми, а хорьки, зараженные легочной суспензией, заболели на третий день после ее введения. Они стали вялыми, неопрятными, отказывались от еды, у них появились выделения из носа, температура повысилась до 40°. На вскрытии были обнаружены пневмонические очаги, гиперемия мозга и у одного из хорьков кровоизлияние в мозгу и оболочках.
При риноцитологическом исследовании отпечатков со слизистой носа и бронхов обнаруживалось значительное количество цилиндрического эпителия, у одного из хорьков целые пласты его наряду со скоплением полинуклеаров. Взвеси из ткани легких одного из погибших хорьков пассировались на мышах и хорьках. Мыши погибали на 7—10-й день после заражения. При этом наблюдалась консолидация легких.
Хорек, зараженный легочной взвесью мышей, перенес гриппозную инфекцию с наличием насморка, гиперемии слизистых и повышением температуры до 40°. Зараженный мозговой взвесью хорек погиб на 7-й день после заражения при картине консолидации легких, гиперемии мозга. В отпечатках со слизистых носа и бронхов были обнаружены пласты цилиндрического эпителия.
Заражение мышей и хорьков взвесями легких и мозга погибшего хорька вызывало развитие клиники гриппозного заболевания и приводило к гибели животных при картине консолидации легких и наличии пластов цилиндрического эпителия в отпечатках со слизистой носа и бронхов.
Реакция гемагглютинации у мышей достигала разведений в первом пассаже 1: 1280, во втором— 1: 2560; животные погибали через 50—60 часов после заражения. Титр реакции гемагглютинации с мозговой взвесью колебался в пределах разведений 1: 320—1: 640. С седьмого пассажа наступило его снижение. Гемагглютинирующая активность сыворотки погашалась специфически гомологичной сывороткой.
Таким образом, заражение хорьков легочной взвесью больных гриппом мышей приводило к их заболеванию и гибели; при заражении мозговой взвесью тех же мышей хорьки оставались здоровыми. Они заболевали только после заражения мозговой взвесью хорька, погибшего от гриппа.
Изменения в легких у этой группы животных в большинстве случаев можно отнести к гриппозной инфекции. Они выражались в утолщении перегородок с массивной лимфолистиоцитарной реакцией и значительными расстройствами гемодинамики типа гиперемии и кровоизлияний. В каждом случае наблюдалась характерная гиперпластическая реакция бронхиального эпителия с начальными явлениями метаплазии и десквамации его в просвет. В некоторых случаях в протоплазме клеток бронхиального дерева обнаруживались характерные базофильные включения. В ряде случаев к такой характерной картине присоединялись явления вторичной инфекции, что проявлялось в виде обширных лейкоцитарных инфильтратов с гнойным расплавлением ткани.