Раздражение нервной системы при коклюше
И. М. Сеченов первый доказал возможность суммации раздражений центральной нервной системы. Раздражая отрезок нервно-мышечного препарата быстро следующими друг за другом индукционными ударами, каждый из которых являлся подпороговым, он получал тетаническое сокращение мышцы. В основе этого явления лежит следовая реакция вследствие присущей каждой живой ткани способности сохранять после раздражения след, или последействие.
В своем труде «Принципы доминанты» А. А. Ухтомский, писал, что только вполне уравновешенная центральная нервная система реагирует на определенное раздражение постоянным образом. Если равновесие нарушено присутствием временного, но достаточного стойкого возбуждения, прежние раздражения вызывают уже существенно другие реакции.
Таким образом, при известных условиях в центральной нервной системе создается доминантный очаг возбуждения с весьма характерными свойствами: все импульсы, поступающие в нервную систему, как бы идут на подкрепление этого очага.
Для того, чтобы образовался доминантный очаг возбуждения (в эксперименте), раздражения центростремительных нервов должны быть редкими по ритму, средней силы и не очень продолжительными, так как в противном случае наступает торможение или очаг возбуждения не образуется. Это полностью согласуется с особенностями развития коклюшного процесса. Отсутствие острого начала болезни и первичного токсикоза свидетельствует о том, что действие токсина при коклюше «средней силы».
Характерными чертами доминанты, по А. А. Ухтомскому, являются: 1) повышенная возбудимость данного центра, причем дело не в силе возбуждения, а в способности центра накапливать и суммировать возбуждение; 2) стойкость возбуждения; 3) инерция возбуждения.
Последнее свойство доминанты состоит в том, что, раз образовавшись, возбуждение длительно держится, подкрепляясь различными возбуждениями, и после исчезновения может вновь появиться при новом раздражении.
Следовым реакциям в физиологии и патологии принадлежит исключительно большая роль. Всякий условный рефлекс оставляет в мозговом веществе следы, которые могут быть восстановлены. По И. П. Павлову, вся система воспитания условных рефлексов, а также процессы растормаживания условно-рефлекторной деятельности основаны на следовых реакциях.
Значимость следовых реакций в патологии доказывается работами А. Д. Сперанского и его школы. По данным этих исследований, при патологических процессах нервная система сохраняет течение некоторого времени после их исчезновения след этик процессов.