Особенности вестибулярных расстройств

Н. А. Попова относила вестибулярные расстройства у приведенной группы больных за счет нарушения супрануклеарных связей вблизи коры мозга, так как эти расстройства, по ее наблюдениям, часто сопровождались нарушением схемы тела. Хотя подобные нарушения не наблюдались нами у больных с вестибулярными расстройствами, мы согласны с воззрением Н. А. Поповой на роль корковоподкорковых нарушений в развитии вестибулярных расстройств.

Доказательством этому являются обнаруженные И. А. Склютом и И. П. Антоновым  при экспериментальном исследовании функции вестибулярного аппарата диссоциации вестибулярного нистагма. По О. Г. АгеевойМайковой, в основе этого феномена лежит нарушение корковоподкорковых взаимоотношений. Указанные авторы выявили также у больных с гриппозными поражениями нервной системы различные фазовые состояния вестибулярного анализатора (уравнительные, парадоксальные и тормозные фазы) в зависимости от характера и стадий процесса. Приведенные диэнцефальные, диэнцефальнососудистые и диэнцефальновестибулярные расстройства в сочетании с симптомами поражения периферических отделов вегетативной нервной системы наблюдались весьма часто у больных диэнцефалитами и диэнцефалоганглионитами гриппозной этиологии.

Нередко, они проявлялись по типу своеобразных криз, которые подробно описывает Н. И. Стрелкова : внезапное появление по вечерам одышки, ощущение общей слабости, сердцебиение, боли в области сердца колющего или сжимающего характера, онемение и похолодание конечностей, озноб, субфебрильная температура, повышение артериального давления до 150/90—170/90 мм рт. ст. Иногда, по нашим наблюдениям, отмечались гиперемия кожных покровов, потливость, отек лица, икота, боли в подложечной области, жажда, ощущение голода, страх смерти. Эти приступы обычно сопровождались головной болью, головокружением, тошнотой, заканчивались учащенными позывами к мочеиспусканию и полиурией, часто сопровождались истероподобными и сумеречными состояниями.