Особенности дистрофических процессов

Известно, что дистрофические процессы в организме могут определяться диэнцефально обусловленным нарушением обменных функций. Исходя из этого, проведено исследование некоторых обменных процессов при гриппозных дизнцефалитах и диэнцефалоганглионитах.

Б. А. Ройтруб и А. Д. Лаута определяли содержание сахара и общее содержание лейкоцитов в крови больных диэнцефалитом натощак и в дальнейшем через 15, 30, 45, 60, 90 и 120 минут после подкожного введения адреналина или эфедрина. Полученные данные соответствовали ригидному типу как сахарной, так и лейкоцитарной кривых. Лейкоцитарные и гликемические кривые в некоторых случаях носили диссоциированный характер (при ригидном типе сахарной кривой отмечался раздражительный и парадоксальный характер лейкоцитарной кривой).

Нарушение углеводного обмена при дизнцефалитах нашло отражение в работе Е. Ф. КульковойДавиденковой, отметившей частоту торпндного характера сахарной кривой.

Н. И. Гращенков и Г. А. Севастьянова  описывали при поражениях межуточного мозга (включая заболевания инфекционной этиологии) различные типы сахарной кривой — ирритативный, двухвершинный и торпидный.

По мнению Я. М. Краевского, для диэнцефалитов характерен двугорбый тип сахарных кривых, уплощенность, растянутость их. Он отметил также при этих заболеваниях снижение баланса витамина.

Нарушение жирового обмена у больных диэнцефалитом гриппозной этиологии наблюдалось редко. Оно проявлялось в ожирении, сопровождавшемся булемией, или в исхудании. Болезни Симонса, наблюдаемой Н. И. Гращенковым и Г. А. Севастьяновой при диэнцефальных синдромах инфекционного происхождения, мы не выявили.

Нарушение водного обмена у обследуемой нами группы больных выражалось не только в появлении отеков, но и в задержке воды при водной нагрузке у некоторых больных. Одним из проявлений нарушения водного обмена является отмечаемая к концу диэнцефальных кризов и нередко выступающая в качестве самостоятельного симптома полиурия с частым мочеиспусканием. В отдельных случаях на фоне диэнцефальной симптоматики наблюдались жажда и сухость во рту, однако четкого синдрома несахарного мочеизнурения нами не выявлено.